Труба "Транснефти" Китаю не нужна

В Минэнерго не видят проблем, но резко против «Транснефть», опасающаяся замораживания своих инвестиций.

Китай в 2015 году готов принять по отводу от ВСТО Сковородино — Мохэ 16 млн тонн российской нефти, сообщил «Ъ» советник президента «Транснефти» Игорь Демин. Изначально по нему предполагалось прокачивать 15 млн тонн, сейчас объем увеличен до 15,6 млн тонн. Мощность отвода должна вырасти с 2018 года до 30 млн тонн. Но, рассказал господин Демин, в связи с программой развития НПЗ на северо-западе КНР китайцы на встрече «Роснефти», «Транснефти» и PetroChina 5 июня предложили изменить схему: китайцы хотят снизить ежегодный объем прокачки по Сковородино — Мохэ до 20 млн тонн, а остальное экспортировать через порт Козьмино и Казахстан.
«Транснефть» хочет соблюдения межправительственного соглашения от 2013 года, где оговорена, в частности, мощность отвода в 30 млн тонн. «В рамках этого плана идет глобальное строительство, а изменение параметров приведет к пересмотру инвестпрограммы и замораживанию значительных уже вложенных средств»,— говорит господин Демин. «Транснефть» планирует поставлять на восток 80 млн тонн (30 млн тонн через отвод от ВСТО, остальное — на российские НПЗ и через Козьмино). 
 
Еще 3 июня глава Минэнерго Александр Новак говорил, что Россия и Китай планируют прописать в соглашении гарантии Китая по расширению отвода до 30 млн тонн. Теперь позиция смягчилась: в четверг в Минэнерго заявили, что не считают принципиальным вопрос о затратах на отвод, так как «длина Сковородино — Мохэ не превышает 80 км» (цитата по ТАСС). В «Транснефти» парируют, что нужно оценивать не только стоимость трубы, но и затраты на расширение системы от Западной Сибири, строительство лупингов и насосных станций. По словам представителя монополии, одна станция стоит около 10-20 млрд руб. В «Роснефти» ситуацию не комментировали. 
 
«Транснефть» видит сложности и с прокачкой 10 млн тонн нефти через Казахстан. PetroChina настаивает, чтобы сернистость здесь была снижена до 1,2% (сейчас 1,4-1,6%), но, поясняют в «Транснефти», это требует затрат и технически труднореализуемо. 

 

Вернуться к разделу