Это, по расчетам компании, должно компенсировать рост цен на нефтепродукты, не учтенный в планах правительства, постоянно требующего от ОАО РЖД снижать расходы. Впрочем, нефтяникам это повышение довольно безразлично, и на ценах сказаться не должно: по расчетам «Ъ», рост грузового тарифа составляет лишь 0,7 руб. на тонну дизтоплива.
ОАО РЖД с сентября и до конца года на 7,4% повысит тарифы на перевозку дизтоплива внутри России и на возврат порожних вагонов, сообщило корпоративное издание монополии, это решение правление компании приняло в конце июля. ОАО РЖД с 2013 года имеет право изменять тариф в рамках «ценового коридора» — от -12,8% до +13,4% к тарифу ФСТ. С августа 2014 года уже действовала надбавка на внутрироссийские перевозки дизтоплива в 12,5%. Экономический эффект от повышения тарифов на нефть и нефтепродукты в рамках ценового коридора в 2014 году ОАО РЖД оценивало в 7,1 млрд руб., в 2015-м — предварительно в 11,5 млрд руб., но в этом году действие надбавки внутри страны возобновлено не было. Пока действует лишь надбавка на экспортных направлениях в 13,4%.
В монополии свое решение объясняют ростом цен на дизтопливо, которое закупает само ОАО РЖД. «В прогнозе социально-экономического развития РФ закладывалось снижение средней цены на дизтопливо на 4,7% в 2015 году, но фактически в первом квартале она выросла на 0,3%,— говорят в компании.— Рост средней стоимости дизтоплива, потребляемого ОАО РЖД, на 5,2% превысил прогноз, компания понесла дополнительные расходы при закупках». Повышение тарифов призвано возместить понесенные расходы, говорят в монополии, а уровень повышения в 7,4% рассчитан исходя из «необходимости сдерживания роста транспортной составляющей в цене перевозимого груза и недопущения его переориентации на другие виды транспорта».
Правительство неоднократно требовало от ОАО РЖД, как адресно, так и в ряду других госмонополий снижать затраты, в том числе и на закупаемые энергоресурсы. Но еще в апреле замглавы Минэкономики Николай Подгузов заявлял, что потенциал сокращения этих затрат все еще существенен, и в 2015 году, в частности, на закупках нефтепродуктов монополия могла бы сэкономить 3-4 млрд руб. Расходы на топливо в 2015 году в финплане ОАО РЖД учтены на уровне 88,3 млрд руб.
В крупнейших нефтекомпаниях не комментируют решение ОАО РЖД. По данным железнодорожной статистики, за прошлый год внутренние перевозки дизтоплива составили 26,35 млн тонн, в том числе за сентябрь-декабрь — 9 млн тонн. Провозная плата за эти объемы составила 8 млрд руб. Таким образом, если объем перевозок дизтоплива сохранится на уровне прошлого года, дополнительная плата нефтяников за перевозку составит около 600 млн руб., или всего 0,7 руб. на тонну (менее 0,02% от текущей оптовой цены летнего дизтоплива). В связи с этим опрошенные «Ъ» участники рынка не ждут, что рост тарифа скажется на цене горючего. Планируемое повышение тарифов составляет крайне незначительную долю в общей стоимости топлива, отмечает Михаил Турукалов из «Аналитики товарных рынков», добавляя, что цена зависит, прежде всего, от уровня экспортного паритета.