«Поскольку нефтегазовые доходы составляют треть доходов бюджетной системы, желательно минимизировать потери от таких преобразований. Как вы понимаете, риски принять неправильное решение на основе нерепрезентативной выборки чрезвычайно высоки», — сказал замминистра финансов Сергей Шаталов в интервью РБК. По словам Шаталова, законопроект Министерства энергетики о налоге на финансовый результат (НФР) «не нравится» Минфину.
В марте Минэнерго отобрало 12 проектов (из 36 предложенных компаниями, сейчас речь идет о 17 пилотных участках) для тестирования новой системы. В их число вошли месторождения, на которых работают ЛУКОЙЛ, «Газпром нефть» и «Роснефть». Тогда же в Госдуме прошли парламентские слушания «О налогообложении в нефтяной отрасли», на которых Шаталов заявил, что Минфину непонятны критерии, по которым отобраны экспериментальные площадки. «Пока критерий отбора проектов прост: это месторождения «Газпром нефти», ЛУКОЙЛа и «Роснефти». И все», — сказал тогда РБК замминистра.
Тем не менее, по словам вице-премьера Аркадия Дворковича, правительство приняло принципиальное решение о введении НФР в рамках пилотных проектов. «Поддержан соответствующий законопроект, который будет дорабатываться ко второму чтению в Госдуме. Сейчас в качестве потенциальных пилотных проектов рассматривается 24 месторождения, включая 17 одобренных Минэнерго России проектов («Газпром нефть» — четыре проекта, ЛУКОЙЛ — пять проектов, «Роснефть» — четыре проекта, «Сургутнефтегаз» — четыре проекта), а также семь перспективных проектов независимых нефтедобывающих компаний, в том числе проекты «Салым Петролеум Девелопмент», — заявил Дворкович в интервью радиостанции «Коммерсантъ-ФМ» во вторник.
Минфин подготовил принципиальные возражения предложениям Александра Новака. В частности, по оценке специалистов министерства, запускать пилотные проекты стоит в том случае, если на их основе в будущем можно построить если не полностью альтернативную систему налогообложения отрасли, то хотя бы секторальную систему. «Например, для всех новых месторождений», — говорит Шаталов. Новый налог может быть хорош для новых месторождений, не подпадающих сегодня под льготы, но и для них он негибок и дает широкий разброс нормы внутренней доходности от предельно низкой до запредельно высокой, говорит Шаталов. «Это означает, что его нельзя автоматически тиражировать на всю индустрию, а эксперимент теряет иной смысл, помимо отработки механизмов налогового администрирования», — уверен замминистра финансов.