РЖД вдвое увеличило срок расчета с контрагентами

О том, что ОАО РЖД увеличило отсрочку платежей для контрагентов до 60 дней, следует из протокола совещания рабочей группы Минпромторга при комиссии по мониторингу за финансовым состоянием системообразующих предприятий от 14 января. В протоколе отмечается, что уже в феврале-марте у ряда машиностроительных предприятий может возникнуть кассовый разрыв (нехватка свободных денежных средств). Чтобы избежать этого, Минпромторг рекомендует ОАО РЖД изменять условия поэтапно.

В ОАО РЖД пояснили «Ъ», что прежняя система оплаты предусматривала расчет с поставщиками в течение 30 дней после получения от них заказанной продукции. Увеличение периода нужно для сохранения утвержденного объема инвестпрограммы монополии на 2015 год (414 млрд руб), которая рискует оказаться дефицитной из-за отсутствия определенности с условиями выкупа инфраструктурных облигаций на 100 млрд руб. Вопрос с увеличением сроков расчетов был согласован с профильными ведомствами еще при формировании финплана компании в конце 2014 года, уверяют в ОАО РЖД.

Сейчас у монополии порядка 70 поставщиков (помимо компаний ТЭКа), ее общие материальные затраты в 2013 году составили 385 млрд руб. По оценке главы агентства «Infoline-Аналитика» Михаила Бурмистрова, ввиду того что большинство контрагентов ОАО РЖД вынуждены привлекать кредиты, отсрочка платежей до 60 дней обойдется контрагентам в среднем в 3% от стоимости контракта, или как минимум в 11,5 млрд руб. Опрошенные «Ъ» контрагенты, особенно крупные поставщики, опасаются, что отсрочка платежей приведет к существенному росту их расходов. По словам источника «Ъ» в СТМ (выпускает локомотивы), холдинг работает с госкомпанией по авансовой схеме: платежи осуществляются в несколько этапов в течение всего срока изготовления локомотива (120 дней), а к моменту его поставки и ввода в эксплуатацию ОАО РЖД остается должно только 5% от его стоимости. «Новая схема оплаты кардинально иная — помимо увеличения срока до 180 дней, ОАО РЖД снизило аванс до 25%»,— добавляет источник в СТМ. По его словам, для выполнения заказов холдингу придется привлекать кредиты в банках минимум под 25-30% годовых.

На фоне того что ОАО РЖД также снизило в 2015 году объем закупок локомотивов у СТМ на 6 млрд руб. (около 50 локомотивов), это чревато высокими рисками, говорит источник в компании. Он отмечает, что с аналогичной проблемой столкнулся и другой производитель локомотивов — «Трансмашхолдинг», но там от комментариев отказались. Всего в 2015 году ОАО РЖД планирует приобрести 467 локомотивов, в 1,5 раза меньше, чем в 2014 году. В декабре «Синара» уже обращалась в профильные министерства с просьбой «увеличить объем инвестпрограммы ОАО РЖД или предоставить субсидии из бюджета на возмещение части затрат по финансовому лизингу», угрожая уволить 1 тыс. сотрудников. По данным «Ъ», просьба осталось без ответа. Но, по словам одного из собеседников на рынке, 26 декабря в Минпромторге прошло совещание, на котором производители предложили перераспределить часть средств, предусмотренных инвестпрограммой ОАО РЖД на инфраструктуру, в пользу увеличения объемов закупки локомотивов.

Собеседник «Ъ», близкий к ОАО РЖД, отмечает, что и до введения новых правил монополия могла оттягивать срок оплаты до 45 дней. В случае с «Синарой» ситуация более критическая — производитель потеряет 8-9% от суммы заказа, что сопоставимо с его маржой, подсчитал Михаил Бурмистров. Но, по его мнению, в текущих условиях ОАО РЖД вынуждено пойти на этот шаг из-за проблем с привлечением денег на инвестпрограмму.

 
 

Вернуться к разделу