Российские металлурги нарастили экспорт полуфабрикатов


По данным отраслевого агентства «Металл-эксперт», в прошлом году потребление металлопродукции в России снизилось на 1,2%, до 40,9 млн т. Это первое падение спроса на сталь в России с кризисного 2009 года. Например, в 2013 году был рост на уровне 4%. Падение домашнего потребления частично было компенсировано сокращением импорта металлов с Украины - на 33,8%, до 1,8 млн т, согласно данным Федеральной таможенной службы. Но в основном металлургам помог экспорт. Спрос на сталь за рубежом, наоборот, рос. В Европе, например, по данным Worldsteel, потребление металлопродукции выросло на 4%, в США – на 7%. В мире в целом – на 2%. По итогам 2014 года Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) Виктора Рашникова увеличил производство стали на 9,1%, до 13 млн т, относительно прошлогодних результатов, сообщила компания во вторник. Из них 2,1 млн т ушло зарубежным потребителям – это на 23,2% больше, чем годом ранее.
 
Рост поставок на внутренний рынок был не таким впечатляющим. В структуре сбыта ММК доля экспорта выросла до 17,7% с 15% в 2013 году. Росту продаж способствовали «благоприятная конъюнктура на сырьевых рынках» и девальвация рубля, говорится в материалах компании. Благоприятная конъюнктура для ММК – это дешевое сырье. Компания только на 19% обеспечена собственной железной рудой и на 36% – углем (по состоянию на 2013 год). А руда и уголь в 2014 году сильно подешевели – на 47 и 20% соответственно. Мощным драйвером роста стал обесценившийся на 45,6% к доллару рубль. Падение цен на сырье снижает себестоимость производства ММК, делая его продукцию более конкурентоспособной. А слабый рубль дает российским металлургам преимущество на экспортных рынках, так как 70–90% издержек осуществляется в рублях. Другие металлурги тоже активно наращивали экспорт. Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК) Владимира Лисина в четвертом квартале 2014 года увеличил поставки за границу на 20%, до 2,3 млн т, доля экспорта составила 59%. Об увеличении объема поставок сообщал и Evraz, крупными акционерами которого являются Роман Абрамович и Александр Абрамов, не раскрывая точных цифр. «Северсталь» Алексея Мордашова в начале прошлого года активно наращивала долю поставок на внутренний рынок, но со второго полугодия зафиксировала соотношение импорта и экспорта. Интерес российских компаний к экспортным рынкам не ослабило даже прошлогоднее падение спотовых цен на сталь в среднем на 20%. В то же время в России металлопродукция подорожала на 8,6%, говорится в отчете ММК. Девальвация рубля не только компенсировала падение валютных цен на экспорте, но сделала его более привлекательным, говорит Александр Литвин из «ТКБ БНП Париба Инвестмент Партнерс».
 
Сталь высоких переделов продается в основном дома, крупнейший ее потребитель – строительная отрасль (около 50%). Здесь будет спад на уровне 10% в 2015 году и на 25% в 2016-м, считает управляющий партнер DNA Realty Антон Белых. Машиностроительная отрасль, третий по величине потребитель российской металлопродукции, в текущем году может снизить объемы производства на 10%, прогнозирует глава Минпромторга Денис Мантуров

 

Вернуться к разделу