ОАО РЖД не будет покупать локомотивы до апреля

Вчера НЭВЗ сообщил о том, что приостанавливает работу с февраля из-за отсутствия заказов ОАО РЖД. В пресс-службе завода передали ТАСС, что «есть соответствующий приказ». В ТМХ (50% минус 2 акции у Искандара Махмудова, Андрея Бокарева и «Трансгрупп», по 25% — у ОАО РЖД и Alstom) подтвердили это «Ъ», добавив, что на время приостановки сотрудники НЭВЗ будут получать две трети зарплаты, как и предусмотрено ТК. 
 
По данным двух источников «Ъ» на рынке, приостановка работы может затронуть не только НЭВЗ: полностью или частично так будут вынуждены поступить все локомотивные заводы в России. Локомотивы и узлы для них в РФ производят входящие в ТМХ Брянский машиностроительный завод, Коломенский завод и «Пензадизельмаш», а также «Уральские локомотивы» в г. Верхняя Пышма Свердловской области (СП Siemens и «Синары» Дмитрия Пумпянского). Локомотивы для ОАО РЖД также собирает «Лугансктепловоз» ТМХ. Всего на этих заводах работают порядка 40 тыс. человек. 
 
Собеседники «Ъ» заявляют, что проблема в том, что ОАО РЖД, по сути, единственный заказчик локомотивов, до сих пор не подписало ни одного контракта на их поставку. Как говорит один из них, и в предыдущие годы такие контракты подписывались в январе — феврале, но сейчас «никаких предпосылок» для этого нет. Однако еще во вторник гендиректор НЭВЗ Игорь Щедров говорил, что на 2015 год портфель заказов у завода уже сформирован, он должен составить около 167 локомотивов (в 2014 году — 296 шт.). 
 
Возможным объяснением кардинального изменения позиции того же НЭВЗ может оказаться сделанное в среду заявление министра финансов Антона Силуанова. Чиновник заявил, что 100 млрд руб. из ФНБ, которые в конце декабря 2014 года были получены ВТБ как субординированный депозит для выкупа инфраструктурных облигаций ОАО РЖД, в итоге ушли по указанию Минфина на покупку облигаций федерального займа (ОФЗ). Большую часть суммы — 65,9 млрд руб.— предполагалось пустить на покупку локомотивов, поясняет источник «Ъ» в отрасли. 
 

В Минфине вчера не стали комментировать эту тему, посоветовав обратиться в ОАО РЖД, там также отказались от разъяснений. В ВТБ заявили, что «ожидают распоряжений правительства по дальнейшему инвестированию вложенных сейчас в ОФЗ 100 млрд руб.». Но источник «Ъ», знакомый с планами Минфина, говорит, что эти деньги вернутся в ВТБ не раньше конца первого квартала. Это значит, что ОАО РЖД сможет заключить контракты с контрагентами в лучшем случае в апреле, полагает он. Источник «Ъ» в отрасли говорит, что формально ТМХ мог бы и сейчас приступить к выполнению заказа ОАО РЖД, но у холдинга нет «свободных» денег, а привлечь кредит сложнее из-за отсутствия контракта и высоких процентных ставок, добавляет он. Вчера в ТМХ отказались от комментариев, в «Синаре» не смогли оперативно представить позицию. 
 
В 2015 году ОАО РЖД собиралось снизить закупку локомотивов в полтора раза, до 467 локомотивов, обычно около 75% заказа получает ТМХ. Планы по покупке на 2016 и 2017 годы — 495 и 546 локомотивов соответственно. Резкое снижение заказов ОАО РЖД уже в конце 2014 года вызвало панику у производителей: в декабре «Синара» обращалась в правительство с просьбой «увеличить объем инвестпрограммы ОАО РЖД или предоставить субсидии из бюджета на возмещение части затрат по финансовому лизингу», угрожая уволить 1 тыс. сотрудников. 
 
Глава агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров согласен, что сейчас производителям крайне невыгодно привлекать кредиты до подписания контрактов, что раньше было обычной практикой. В текущих экономических условиях это резко повысит себестоимость продукции, отмечает эксперт. Кроме того, многим компаниям сейчас непросто финансировать и текущие контракты (например, у ТМХ это контракт жизненного цикла на поставку вагонов для московского метро), говорит господин Бурмистров. В то же время, отмечает он, остановка производства может ускорить получение ОАО РЖД средств: из-за социального фактора правительство не может не обратить на это внимания. 

 

Вернуться к разделу