Автопром спасут от девальвации

Среди них — индексация скидок в рамках программы утилизации и trade-in, увеличение уровней утилизационного сбора и расширение до 1,5 млн руб. верхней границы стоимости автомобилей, участвующих в программе льготного лизинга.​
Вице-премьер Аркадий Дворкович дал ряд поручений по дополнительным мерам поддержки автопрома по итогам совещания, которое состоялось у него 28 мая, сообщил в пятницу «Интерфакс» со ссылкой на источник в отрасли. В частности, Минфин должен проанализировать возможность выделения дополнительных средств из бюджета для индексации не менее чем на 30% утилизационной скидки (сейчас — 50–350 тыс. руб.) на покупку новой машины в рамках госпрограммы обновления автопарка. Кроме того, Минпромторг, Минэкономики и Минфин должны проработать возможность повышения размеров субсидий на покупку автобусов и техники для ЖКХ на газомоторном топливе. Министерства должны рассмотреть и возможность увеличения лимита максимальной стоимости автомобиля, который участвует в программе льготного автокредитования, до 1,5 млн руб. (сейчас — 1 млн руб.). Профильным ведомствам поручено представить в правительство предложения о необходимости индексации утилизационного сбора и рассчитать предельные значения его увеличения (см. “Ъ” от 25 марта).
 
Кроме того, прорабатывается возможность субсидирования автоконцернам и производителям компонентов ставок по кредитам на производство, а также компенсации тарифов на перевозку автомобилей на Дальний Восток и в Сибирь. Большинство поручений должно быть исполнено к 30 июня. Вчера представитель Аркадия Дворковича отказалась от комментариев, связаться с представителями Минпромторга, Минэкономики и Минфина не удалось.
 
Государство поддерживает автопром с помощью программы обновления парка, которая стартовала в сентябре, в этом году на нее выделено 10 млрд руб., по данным источников, квоты у многих концернов уже подошли к концу. Позже, с апреля была запущена программа льготного автокредитования (1,5 млрд руб.). С мая действует программа льготного лизинга, причем как для юрлиц, так и для физлиц (2,5 млрд руб.). Утилизационный сбор был введен в 2012 году и де-факто компенсирует снижения импортных пошлин на машины после вступления в ВТО. Ставки сбора на новые машины в зависимости от модели составляют 17,2–450 тыс. руб.
 
Вопрос об индексации уровня утилизационных скидок и увеличении предельной стоимости автомобилей, участвующих в программе льготного лизинга, активно обсуждается в отрасли с начала года, когда цены на машины резко выросли (на 20–50%) из-за девальвации рубля. Но, по данным источников “Ъ”, на уровень правительства эти идеи вышли недавно — еще в конце мая глава Минпромторга Денис Мантуров говорил, что с учетом всех действующих программ автопром получил «максимум мер поддержки». Собеседники “Ъ” среди автопроизводителей говорят, что сейчас индексация размера утилизационной скидки реальна, поскольку программа утилизации «интересна только покупателям бюджетного сегмента». По той же причине ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) просила о расширении лимита стоимости машины, которую можно купить по программе льготного автокредитования до 1,5 млн руб. Один из собеседников “Ъ” среди автопроизводителей отмечает, что для увеличения скидок и расширения лимита по программам придется пересчитывать их бюджетную эффективность, что может помешать индексации. «Впрочем, шанс на реализацию мер все же есть, поскольку, чем дороже машина, тем больший размер налоговых отчислений»,— говорит источник.
 
Кроме мер, связанных с индексацией, было решено проработать возможность компенсации затрат на перевозки машин в регионы Дальнего Востока и Сибири. Источники “Ъ” среди производителей скептически относятся к этой идее. Один из собеседников подчеркивает, что это противоречит нормам ВТО, кроме того, объемы перевозок машин в эти регионы невелики.
 
Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» говорит, что все предложенные правительством меры значительно увеличат привлекательность покупки, но в нынешней макроэкономической ситуации вопрос только в том, есть ли на все это средства в государственном бюджете. Самой малозначительной мерой аналитик называет компенсацию расходов на перевозку машин на Дальний Восток и Сибирь из-за маленькой емкости рынка.

Вернуться к разделу